В 2022 году Китайская Народная Республика (КНР) обогнала США по паритету покупательской способности. Об этом сообщило арабское издание «Al Mayadeen».
Так, по итогам 2022 года в системе измерения объёмов экономики (с помощью ВВП) лидируют США — $25,04 трлн против $18,32 трлн у Китая. Но по паритету покупательной способности лидирует Китай — $30,07 трлн против $25,04 трлн у США.
Размер экономики стран измеряется рыночной стоимостью товаров и услуг, произведенных в ней в течение одного года. Он известен как валовой внутренний продукт (ВВП). Это не единственный способ измерения размера экономики, но он международный одобренный и академический признанный метод.
Это мера, которая страдает, как и другие разрывы, в том числе то, что она измеряет размер экономики в преобладающих ценах в текущем году, и поэтому также рассчитывается реальный ВВП, который учитывает рост уровня цен, а точнее вычитает его, чтобы получить стоимость национального производства в ценах предыдущего рекордного года.
Еще один разрыв появляется в измерении валового внутреннего продукта (номинального или реального) при сравнении его значений в разных странах.
Так как стоимость внутреннего производства исчисляется в местных валютах, а при пересчете в доллары США по текущим обменным курсам. Однако не учитывается один фактор, что покупательная способность местных валют может быть выше на внутреннем уровне, чем на международном.
Другими словами, то, что можно купить за доллар США в стране, может быть больше, чем в Соединенных Штатах Америки, и поэтому китайский ВВП кажется меньше по размеру, чем он есть на самом деле.
Это связано с разницей курсов. Так как обменный курс юаня по отношению к доллару США не отражает в действительности его покупательную способность в Китае, то есть за границей он слабее, чем в КНР.
Такая разница возникает отчасти из-за того, что Центральный банк Китая преднамеренно ослабляет курс юаня для поощрения экспорта, что является достаточным, но необходимым условием возникновения различий в покупательной способности местных валют после их конвертации в долларах США внутри и за пределами страны.
Другими словами, КНР ослабляя юань обеспечивает своим товарам конкуренцию на мировом рынке. Их цена остается самой дешевой, а значит производитель оставит свое производство в Китае. Это в свою очередь обеспечит население большим количеством рабочих мест в реальных секторах экономики.
Кроме того, заработная плата рабочих низка на местном уровне до такой степени, что цены на не экспортируемые услуги такие как стрижка, ремонт автомобилей, сбор овощей и т. д. дешевле на местном уровне, чем на международном уровне.
Такие различия могут возникать, если обменный курс местной валюты по отношению к доллару США колеблется в широком диапазоне.
Это приводит к тому, что валовой внутренний продукт страны с неустойчивым обменным курсом растет и падает при измерении в долларах США без параллельного изменения обменного курса. Стоимости произведенных ею товаров и услуг, то есть в объеме собственной экономики.
По этой причине ВВП разных стран также рассчитывается с использованием показателя «паритета покупательской способности» (ППС), который представляет собой показатель, учитывающий разницу в покупательной способности местных валют и, следовательно, более полезный для оценки уровня жизни.
Он представлен мерой среднего дохода на душу населения, который равен общему валовому внутреннему продукту, деленному на численность населения, и для определения черты крайней и относительной бедности в каждой стране.
Если провести сравнение между первыми десятью экономиками мира по размеру их ВВП в 2022 году на основе предварительных оценок Международного валютного фонда (МВФ), то мы обнаружим, что экономический вес стран будут различаться по форме.
Это означает, что если мы измеряем его по текущему обменному курсу по отношению к доллару США, чем если мы измеряем его по паритету покупательной способности.
При измерении валового внутреннего продукта вторым способом мы обнаружим, что размеры экономик стран восточного и южного полушария значительно опережают глобальные масштабы по сравнению с экономиками запада. Реальная экономика мир становится более азиатской.
Исходя из этой таблицы в международном рейтинге экономики Россия с 11-го места в 2021 году поднялась до 9-го места в 2022 году и это несмотря на то, что российская экономика фактически сократилась, потому что обменный курс российского рубля по отношению к доллару США вырос за последний год.
Например, на 03.09.2022 один доллар США составлял около 140 рублей, а на конец июля 2022 года стал 52,5 рубля.
Для сравнения, положение южнокорейской экономики в мире ухудшилось с 10-го места в 2021 году она опустилась на 13-е в 2022 году, хотя реальные темпы роста корейской экономики достигли 2,7% в 2022 году (в то время как темпы роста экономики США также достигли 2,7% за тот же период).
Объяснением этого является снижение обменного курса корейской воны по отношению к доллару США в среднем в течение всего 2022 года.
Так обменный курс южнокорейской воны составлял менее 1200 вон по отношению к доллару в начале 2022 года, а в октябре того же года он превысил 1444 воны по отношению к доллару США.
С тех пор курс доллара снова снизился, достигнув примерно1238 вон на 15 января 2023 года. А это означает, что размер экономики Южной Кореи, а вместе с ней и ее международный рейтинг, снова вырастут в соответствии с изменением ее обменного курса по отношению к доллару, при этом другие факторы остаются неизменными.
Вышеизложенное означает, что сравнение размеров экономики стран на основе показателя текущего обменного курса или его среднего или средневзвешенного значения в течение года не точно отражает реальные размеры экономики стран.
Таким образом, этот метод отражает ситуацию на мировом рынке под углом, выгодным только Соединенным Штатам.
Это говорит об изживающей себя системе подсчета объёмов экономики при помощи ВВП исключительно в долларах.
В этой таблице, которая представляет собой более точную оценку размеров реальной экономики в 2022 году, отмечается следующее:
Индонезия и Бразилия прочно вошли в первую десятку экономик мира, при этом они отсутствуют в первой таблице.
Российская экономика поднялась с 9-го места в мире по текущему обменному курсу, а вот по паритету покупательной способности вошла в 6-ку лучших.
Индия в первой занимала 5-го место, а во второй находится в топ-3 в мире и самое главное китайская экономика вытеснила США с первого места, когда в таблице по текущему обменному курсу находилась на втором.
Аналитики Morgan Stanley улучшили прогноз роста ВВП Китая на 2023 год до 5,4% с ожидавшихся ранее 5%, отметив, что быстрое смягчение карантинных ограничений и стимулирующие меры поддержат экономику.
По мнению ведущего экономиста банка Morgan Stanley Четана Ахья, экономическая активность Китая в 2023 году будет постепенно нарастать.
К концу первого квартала 2023 года экономическая активность в КНР и мобильность населения могут увеличиться до уровней июня-июля 2022 годаВ дальнейшем рост продолжится, благодаря чему активность в экономике вернется к доковидным уровням, отмечается в обзоре Morgan Stanley.
Автор: Ибрагим Аллуш